Трехколесные автомобили.

  После преждевременной смерти отца Карла Бенца мать постаралась дать сыну образование. Во время учебы он зарабатывал на жизнь фотографией и ремонтом часов. По окончании политехникума Карл поступил на паровозостроительный завод, затем в техническое бюро в Маннгейме. В своей книге «Мой жизненный путь и мои изобретения» Бенц пишет: «Как бы ни было интересно конструирование кранов, однако они не могли мне заменить осуществление моей мечты о безлошадном экипаже». Приближая осуществление мечты, Бенц разработал и построил двигатель по образцу ленуаровского, учредил при поддержке более состоятельных людей небольшой завод газовых двигателей, наконец, в свободное время соорудил в 1885 году свой первый автомобиль.
  У двухместной машины Бенца колеса велосипедные, а кузов с установленным на трубчатую раму диванчиком напоминает пролеточный. В течение 7 лет Бенц строил моторные повозки трехколесными. Эта схема, казавшаяся простой, как мы знаем, и ранее привлекала конструкторов по соображениям облегчения управления машиной. Не пришлось ломать голову над разработкой рулевой трапеции, она уже была изобретена и применена на паровом автомобиле А. Болле. Бенц воспользовался ею не сразу. Может быть, он не знал о трапеции. Вообще изобретатели многое делали не лучшим образом из-за недостатка информации. Кстати сказать, у трехколесной бензиновой коляски Бенца есть сходство и с самокаткой И. П. Кулибина — большой горизонтальный маховик. Бенц считал, что вращение «лежачего» маховика дает экипажу устойчивость.
   Для демонстрации совершенства трехколесного экипажа марки «Бенц» в 1888 году тайком от мужа фрау Берта Бенц совершила вместе с двумя сыновьями первый дальний автомобильный пробег на 180 км. Смелой и находчивой автомобилистке пришлось в пути заново обшивать кожей тормоз у деревенского сапожника, укорачивать с помощью кузнеца вытянувшуюся приводную цепь, изолировать электрический провод резиновой чулочной подвязкой и прочищать трубку подачи топлива шляпной булавкой. Бензином путешественники заправлялись в бакалейных лавках и в аптеках (тогда он служил лекарством от кожных болезней).
   Трехколесные автомобили строят по сей день. Но теперь такая поздняя заинтересованность в них объясняется тем, что в ряде стран их владельцы освобождены от налога. Трехколесная машина неустойчива и плохо преодолевает неровные дороги. Ведь у нее три колеи (три «следа»), тогда как у четырехколесного экипажа — только две. И она ненамного проще четырехколесной.
Первая машина Даймлера была и вовсе двухколесной, представляла собой «моторный велосипед», а вторая... И тут сыграла роль супруга изобретателя. Она вернула его же подарок — конный фаэтон, который и был превращен в автомобиль. В новом качестве фаэтон не утратил даже такие экипажные детали, как трубка-кронштейн для кнута. Автомобилисты сохранили кнут для того, чтобы отгонять собак, а не управлять лошадьми в случае отказа двигателя, как это изображали карикатуристы.
   Даймлер и его последователи: строили четырехколесные, 4—6-местные автомобили с экипажными кузовом, колесами и тормозами. А последователи Бенца чаще всего (до начала XX века) — трехколесные, 2—3-местные, с проволочными спицами колес, легкой трубчатой рамой, велосипедным рулем. От первых произошел собственно автомобиль, от вторых — то, что на грани веков называли «вуатю-реткой», т. е. колясочкой, автомобильчиком. Так появилось первое деление легковых автомобилей на классы. Сначала они отличались во всем, позднее сблизились.